ОГЛАВЛЕНИЕ

ПО ПОВОДУ СТАТЬИ МИТРОПОЛИТА АНТОНИЯ (ХРАПОВИЦКАГО) «ДОГМАТ ИСКУПЛЕНИЯ».

Предисловие.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Отрицание М. Антонием юридическаго взгляда на искупление.

Глава первая

Несостоятельность учения М. Антония об искуплении, вследствие его необоснованности на Священном Писании и святоотеческих творениях. Ссылки М. Антония на труды лиц, не имеющих богословскаго авторитета. Неправильность взгляда на Еп. Феофана-Затворника, как на схоластическаго толковника в учении о первородном грехе. Отрицательное отношение М. Антония к понятиям: «удовлетворение» и «искупительныя заслуги Христа»

Глава вторая

Неправильное учение М. Антония об оправдании и неосновательность его ссылок на некоторые тексты из посланий св. Ап. Павла

Глава третья

Неправильное учение М. Антония о первородном грехе. Несостоятельность изъяснения им апостольскаго изречения: в немже (Рим. 5, 12). Истолкование даннаго текста Еп. Феофаном-Затворником, выражающее собою святоотеческое учение о первородном грехе

Глава четвертая

Несостоятельность ссылки М. Антония для утверждения своего учения о первородном грехе на тексты Священнаго Писания: Иерем. 31, 29; Иезек. 18, 2; на блаж. Феодорита и св. Иоанна Златоуста. Несообразные выводы, проистекающие из этого учения М. Антония

Глава пятая

Другия несообразности, проистекающия из неправильнаго учения М. Антония о первородном грехе

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Утверждение М. Антония, что искупление наше совершилось не крестною смертию Христа, а Его сострадательною любовию, что то же — душевными муками в саду Гефсиманском.

Глава первая

Несостоятельность учения М. Антония о сострадательной любви, как возрождающей силе. Крещенская благодать Св. Духа, как возрождающая сила, по учению Свящ. Писания и св. отцов. Сострадательная любовь, как второстепенное средство для раскрытия в нас благодати Св. Духа. Несообразный вывод, проистекающий из учения М. Антония о сострадательной любви, как возрождающей силе.

Глава вторая

Учение М. Антония об искуплении нас сострадательною любовию Христа в саду Гефсиманском. Взгляд на гефсиманския душевныя муки Христа, как на сильнейшия, в сравнении с Его крестными муками. Неправославное толкование М. Антонием гефсиманской молитвы Христа

Глава третья

Взгляд М. Антония на гефсиманския страдания Христа, как на последний и завершительный Его подвиг в деле нашего искупления. Неправильная ссылка, для доказательства этого взгляда, на слова Ап. Павла (Евр. 5, 5-10). Отрицание спасительнаго для нас значения крестной смерти Христа и другие нелепые выводы, проистекающие из учения М. Антония об искуплении. Ряд несообразностей в самом этом учении. Чрезвычайныя явления, происшедшия в момент крестной смерти Христа, как неопровержимое свидетельство, что наше искупление произошло не в Гефсимании, а на кресте

Глава четвертая

Учение М. Антония о том, как переливается сострадательная любовь Христа в наши сердца

Глава пятая

Разсуждение М. Антония о человеческом естестве, как общечеловеческой коллективной и безличной воле. Его учение о единении людей между собою и с Богом по общечеловеческому естеству. Тщетная попытка обосновать это учение на словах Свящ. Писания и св. отцов Церкви. Новое определение М. Антонием благодати. Несостоятельность этого определения

Заключение

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Учение Православной Церкви об искуплении нас крестною смертию Христа Спасителя от греха, проклятия и смерти.

Глава первая

Свидетельства Божественнаго Откровения, св. отцов Церкви и богослужебных книг об искуплении нас крестною смертию Спасителя от первороднаго греха и наших личных грехов

Глава вторая

Свидетельства Свящ. Писания, св. отцов Церкви и богослужебных книг об избавлении людей, в силу крестной смерти Христа, от проклятия и о даровании им возрождающей благодати Св. Духа с ея великими благами.

Глава третья

Свидетельства Св. Писания, св. отцов и богослужебных книг об искуплении нас крестною смертию Христа от смерти

_________________

По поводу книги Архимандрита Сергия «Православное учение о спасении».

Вступление

I.

Сущность воззрения А. Сергия на дело нашего спасения: взгляд на Христа не как на страдательное орудие умилостивления, а как на Возстановителя нашего падшаго естества. Отрицание правового понимания спасения в его основе. Отношение к этому воззрению Свящ. Писания и святоотеческаго учения в лице Еп. Феофана-Затворника

II.

Отрицательное отношение А. Сергия к доброделанию из-за наград и наказаний. Признание им единственнаго вида христианскаго доброделания: из-за любви к добру и к Богу. Несостоятельность такого взгляда с точки зрения святоотеческаго учения и самой жизни. Ниспровержение всего Божественнаго домостроительства, как плод этого отрицания

III.

Свидетельства Священнаго Писания и св. отцов в пользу правового жизнепонимания, или доброделания из-за наград. Учение А. Сергия, не допускающее возможности правовых отношений между Богом и людьми. Несостоятельность ссылки на текст из книги Иова для доказательства этого неправильнаго мнения

IV.

Несостоятельность ссылки А. Сергия на святоотеческое учение для доказательства невозможности существования правового отношения между Богом и людьми.

V.

Дальнейшия ссылки А. Сергия на святоотеческое учение для подтверждения своего отрицания правового жизнепонимания. Несостоятельность этих ссылок. Несообразности, проистекающия из отрицания А. Сергием правового доброделания

VI.

Вопрос о соотношении благодати и свободной воли в деле нашего спасения. Краткое изложение православнаго учения по сему вопросу на основании свидетельств Свящ. Писания и св. отцов Церкви, по преимуществу, преп. Иоанна Кассиана

VII.

Неправильный метод А. Сергия в пользовании святоотеческим учением; одностороннее и отрывочное приведение им цитат без их связи к целостному воззрению св. отцов на совершение нашего спасения. Неудачная ссылка на толкование св. Златоустом апостольских слов: Рим. 6, 23

VIII.

Несостоятельность утверждения, что правовое жизнепонимание не соответствует истинному представлению о Боге, как Боге любви

IX.

Несостоятельность положений А. Сергия, что Бог не требует Себе удовлетворения, ибо Он прощает нам туне; и что ветхозаветный закон, представляющий Бога блюстителем правды, прекратил свое существование с пришествием Христа

X.

Невольное признание А. Сергием, в противоречие самому себе, необходимости правового жизнепонимания при мысли об участи праведников и грешников на страшном суде. Несостоятельность ссылки на слова св. Григория Нисскаго, св. Иоанна Златоуста, Климента Александрийскаго и преп. Исидора Пелусиота

XI.

Заявление А. Сергия о непреклонности своего отрицания правового жизнепонимания. Доказательства этого отрицания. Их несостоятельность

Заключение

_____________

По поводу книги проф. протоиерея П. Я. Светлова «Идея царства Божия»

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Учение прот. П. Я. Светлова о Царстве Божием.

I.

Два основных определения о. Светловым Царства Божияго. Разсмотрение перваго определения; его несостоятельность. Заявления о. Светлова, что язычники, общества, государства и вся вселенная входят в состав Царства Божияго; что искуплением Христа диавол изгнан из мира и его власти подчинены только падшие духи и люди, окончательно подпавшие силе греха. Несостоятельность этих заявлений

II.

Второе определение прот. Светловым Царства Божияго, как совершеннаго порядка вещей в природе и истории. Несостоятельность этого определения с точки зрения действительности и слов Христа (Марк. 16, 16). Учение прот. Светлова в связи с данным определением о нравственном прогрессе и золотом веке, представляющее в своей сущности учение социализма. Полная противоположность между христианством и социализмом. Неправильное толкование прот. Светловым слов Ап. Павла: Рим. 11, 11-25 и Евангелиста Марка: 13,10.

III.

Попытка о. Светлова объяснить вопрос: каким образом мир может приблизиться к своей кончине после достижения им всеобщаго нравственнаго совершенства? Неестественность этого объяснения с точки зрения духовной жизни. Неправильное объяснение о. Светловым конца мира

IV.

Вывод из всего сказаннаго относительно двух определений Царства Божияго. Несостоятельность предварительных определений, на основании коих о. Светлов делает первое основное определение Царства Божияго. Отсутствие у о. Светлова учения о Царстве Божием, как о внутренней возрождающей благодати. Неправильный взгляд его на значение таинств

ГЛАВА ВТОРАЯ

Ссылки о. Светлова на враждебныя Православной Церкви воззрения для подтверждения своего ложнаго учения о Царстве Божием.

I.

Отрицательное отношение о. Светлова к влиянию византизма на русскую богословскую мысль и предпочтение им лютеранскаго богословия византийскому в вопросе о Царстве Божием

II.

Ссылка о. Светлова на Григория Петрова, как на проповедника Царства Божияго

III.

Ссылка о. Светлова на Вл. Соловьева, как на истиннаго и выдающагося богослова. Пантеистическия и гностическия воззрения Вл. Соловьева и его еретическое учение о Софии

IV.

Несостоятельность учения Вл. Соловьева о Царстве Божием. Ложный взгляд его на соединение церквей.

V.

Ссылки о. Светлова на учение Льва Толстого о Царстве Божием

VI.

Крайне злобное отношение о. Светлова к так называемому им «лжехристианству», т. е. к представителям нашей духовной цензуры и к богословам, объясняющим искупление действием не только Божественной любви, но и Божественнаго правосудия

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

Богооткровенное и святоотеческое учение о Царстве Божием.

I.

Учение Господа Иисуса Христа о Царстве Божием, как о самом высшем и драгоценном для нас благе. Свидетельства Христа о Царстве Божием, как о возрождающей крещенской благодати, в притчах (Мф. 13, 33. 44-46) и в Своей проповеди по воскресении (Деян. 1, 1-8). Свидетельства Христа о том же в беседе с Никодимом, самарянкой и в словах: Иоан. 7, 37-39; Мф. 28, 19; Мрк. 16, 16

II.

Опытное познание о Царстве Божием, как о крещенской возрождающей благодати, полученное Апостолами при сошествии на них Св. Духа. Определение Царства Божияго Ап. Павлом (Рим. 14, 17). Царство Божие, как возрождающая благодать, получаемая в таинствах крещения и миропомазания. Святоотеческое определение Царства Божияго

III.

О проявлениях Царства Божияго, указанных в словах Ап. Павла: Рим. 14, 17

IV.

Учение св. отцов Церкви о проявлениях Царства Божияго: правде, мире и радости (Рим. 14, 17). Совершенная любовь к Богу, как источник Божественной радости

V.

Участие нашей свободной воли в достижении Царства Божияго по учению Христа, Апостолов и св. отцов.

VI.

Царство Божие, или крещенская возрождающая благодать в ея проявлениях, как самый главный признак, отличающий православных христиан от язычников, иудеев, а также католиков, протестантов и тех из среды православных, которые не раскрывают сей благодати исполнением Божественных заповедей. Раскрытие этой благодати, как цель всей нашей христианской жизни.

____________

По поводу сочинения Иеромонаха Тарасия: «Великороссийское и малороссийское богословие XVI и XVII веков».

Предисловие

I.

Умаление и уничтожение о. Тарасием спасительной силы голгофской жертвы. Неудачная ссылка о. Тарасия, для подтверждения своего неправильнаго взгляда касательно искупления, на послание Ап. Павла к Евреям и изречения св. св. Иринея Лионскаго и Иосифа Волоцкаго.

II.

Обвинение о. Тарасием святоотеческаго богословия в слабом и неполном истолковании истории земной жизни Иисуса Христа. Модернистическое выступление о. Тарасия против законченности терминологии, допускающее изменение догматических определений Вселенских Соборов. Зловредность даннаго выступления для православной веры

III.

Выступление о. Тарасия против Божественнаго Откровения Ветхаго Завета через критическое отношение к иудейской религии, будто бы представлявшей Бога только грозным карателем человеческих немощей. Свидетельства Свящ. Писания Ветхаго и Новаго Заветов и св. Иоанна Златоуста, показывающия всю несостоятельность данной критики о. Тарасия

IV.

Отвержение о. Тарасием учения о тройственном служении Христа, будто неизвестнаго св. отцам. Святоотеческое учение о Христе, как о Пророке, Учителе, Первосвященнике и Царе. Свидетельства Свящ. Писания в пользу даннаго учения. Отрицательное отношение о. Тарасия к Богоустановленной царской власти

V.

Странное заявление о. Тарасия о воплощении Бога Слова, как о соединении греховнаго человеческаго естества с безконечным и нетленным Божеством. Разсуждение о. Тарасия о духовном созерцании, как единственном источнике ведения. Несостоятельность этого разсуждения

VI.

Ниспровержение о. Тарасием седмеричнаго числа таинств Православной Церкви. Богооткровенныя свидетельства об установлении семи таинств Спасителем и Апостолами. Свидетельства Догматическаго Богословия М. Макария и Оптинскаго старца о. Амвросия, объясняющия установление именно седмеричнаго числа таинств. Умаление и уничтожение о. Тарасием спасительнаго значения семи таинств.

Заключение.

Hosted by uCoz