Какой ум православный и какой протестантский?
Ум православный не умничает, а только изучает и усвояет готовую, данную ему св. Церковию истину, приемля ее с полною покорностию и благоговением, боясь прибавить или убавить йоту какую-нибудь из начертанного уже образа исповедания веры.
Ум протестантский только умничает; у него нет нормы веры, и он все ищет ее; не изучать берется он веру, а изобретать и построивать; и даже построивши, не успокаивается раз и навсегда, а еще ищет, еще ищет, не удовлетворяясь найденным. Как у драчуна руки чешутся, а у говоруна язык, так у протестанта чешется мозг, и не дает ему покоя. Дух новизны и непрестанного поновления составляет существо протестантского ума. Православный же ум, изучив и усвоив истину, почивает в ней и услаждается созерцанием ее божественного лика.
Как узнать в каких писаниях ум протестантский, и в каких ум православный?
Коль скоро где строится теория или воззрение, и потом подгоняются под них места Писания (об отеческих уж не говорим), то здесь уж протестантская замашка, готовность подчинять Божеское человеческому. Далее – где нет простоты мысли и слова, а какие-то мудреные сплетения речений и понятий, так что ума не приложишь, о чем идет дело, - то знай, что здесь протестантский склад ума, не предвещающий ничего доброго. Истина православная проста, ясна, понятна даже для детей. Кто понимает ее и приемлет сердцем, тот говорит всегда просто, без хитросплетений умственных и словесных. Протестантский склад ума и слова крючковатый, темный, запутанный. Со стороны поглядеть, - протестантский ум как будто углубляется, а на самом деле ходит по верхам и околицей, не касаясь самого существа истины. Православный же ум признает истину в ее существе и без всяких околичностей.
За чем же после этого льнут к протестантам? Почему бы не оставаться с своим православием? Наскучило вишь все одно и тоже, - застой; захочется самим проветриться и другим сквозного ветерка подпустить. Шутка ли в самом деле – тысячу лет стоит неподвижно это православие в России, а у Греков оно еще и дольше все одно и тоже! При том, оно такое тяжелое на подъем в образе исследования, такое неудобовыносимое в предлагаемом порядке жизни.
По православному ни одной статьи не напишешь, не роясь в фолиантах; а по протестантски были бы перо и чернила – садись и пиши. Чем смелее, тем лучше; а где не хватит толку, набери слов помудренее, да и скомкай их как-нибудь, чтоб казалось в итоге: “что и требовалось доказать.”
Безопасно
ли богословствовать по протестантски?
Нет, того гляди попадешь под клятвы,
положенные на своеумников соборами.
Шестого собора 19 правило гласит, что
Божественное Откровение должно быть
изъясняемо не иначе, как по изложению
учителей Церкви, и довольствоваться
ими более, чем составлением своих
собственных толкований, из опасения
уклониться от истины. Следовательно,
если кто вносит в область Божественной
истины свое личное мудрование, тот
подвергается клятве, изреченной вообще
на несоблюдающих соборные определения.