Как должен исповедовать свою веру православный христианин.

(Из сочин. преосв. епископа Феофана).

Исповедую, что Бог, единый по существу, есть троичен в лицах – Отец, Сын и Дух Святый, и что сии Три не имена суть одного и того же лица, и не названия разных действий того же лица, но три ипостаси единого Божества...

Исповедую, что сей триипостасный Бог всесовершенный, по свободной воле Своей, без всякой внутренней или внешней какой-нибудь необходимости, в 6 дней, единым словом Своим сотворил мир сей, не изливаясь в мир и не сливаясь с ним, а пребывая в Себе целым и неизменным, хотя вездесущ есть и все исполняет...

Исповедую, что всеблагий Бог, сотворив мир, не оставил его на произвол судьбы и не оковал узами неумолимой какой-то необходимости, как учит неверие и суемудрие. А с тою же свободою и властию, с какой сотворил его, с тою же и правит им, и благостынно печется о всякой твари, паче же разумной, все свободно направляя к благим целям Своим, не стесняясь законами естества, которые сами суть ни что иное, как выражение Его же воли, по тому всецело подлежат Его свободному распоряжению и изменению там, где сего требует Его беспредельная премудрость...

Исповедую, что мы, будучи сотворены для всегдашнего общения с Богом и неизменного в Нем блаженства, в прародителях наших, нарушением Его заповеди, отпали от Него, навлекли на себя праведный гнев Его, и подпали временному наказанию и вечному осуждению, и что потому всякое видимое и испытываемое нами зло внутреннее или внешнее, не есть естественное наше состояние, или следствие нашей ограниченности, а есть прямой плод греха, - наказание, только милостию Божиею обращаемое в очистительное нам орудие, под условием веры, покаяния и смиренной покорности воле Божией...

Исповедую, что движимый любовию Господь, не терпя, чтоб любимое Его творение – человек погибал в сем бедственном положении, благоволил низойти на землю, принять на себя человеческое естество, страданием и смертию удовлетворить правде Божией и по воскресении, вознестись на небо и, седши одесную Бога и Отца, снова открыть человеку свободный доступ к живому Богообщению.

Исповедую, что все, возстановительные божественные силы, яже к животу и благочестию, положены Господом во св. Его Церкви, как единственной врачебнице нашей, и действуют в ней Духом Святым, чрез св. таинства и другие освятительные учреждения, над всеми, с отверстым верою сердцем приступающим к ним.... и что другого способа к принятию благодатных сил нет и быть не может, что бы не замышляли и как бы иначе ни мечтали одуховляться некоторые мечтательные умы.

Исповедую, что всякому ищущему спасения нужно первее всего покаяться с решимостью не грешить более, хотя бы это стоило жизни; за тем приступить к таинствам для получения благодати, в укрепление слабых на добро своих естественных сил, далее идти посильно путем заповедей Христовых, среди всех освятительных учреждений и молитвований Церкви, существенно необходимых для возгревания в нас духа благодати, под влиянием подвигов самоотвержения к умерщвлению страстей, - пока наконец достигнем в светлую область безстрастия и чистоты, в сию меру возраста исполнения Христова.

Исповедую, что начавшие сим путем, вступая в общение с Богом, вступают вместе с тем и в общение с невидимым миром – Ангелами и всеми Святыми, прежде их Богу угодившими и, прибегая к их заступлению, получают благовременнцю от них помощь, - паче же всех от пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии – всесильной нашей заступницы и ходатаицы.

Исповедую, что за грех первородный душа разлучится с телом действием смерти и пребудет в сем разделении до будущего воскресения и суда, - или питаясь надеждою вечного блаженства, если следовала во всем воле Божией, или томясь страхом вечных мук, если противилась заповедям Господним.

Все сие исповедую всей душею, всем сердцем и всем помышлением моим, потому что так исповедывать заповедует св. Церковь....

Душеполезный собеседник, 1892, вып. 1, с. 10—15.

Hosted by uCoz